22 января по благословению правящего архиерея (Резолюция №28 от 22.01.2016г), при общине Свято-Никольского женского монастыря с. Могочино Молчановского района был организован отряд Братство православных следопытов, который был наименован в честь Священноисповедника Виктора Островидова (память 19 апреля -2 мая )http://svjatoynarym.ru/sshhisp-viktor-ostrovidov. Руководителем отряда был назначен Алексей Александрович Раскулин -студент очно-заочного отделения ТГУ факультета психологии и руководитель ансамбля»Полифония ,»ответственным за духовное окормление отряда- иеромох Амвросий(Гайдаенко) .
Напомним, образование новых отрядов БПС на приходах епархии – главная цель проекта «Развитие православного скаутского движения в Колпашевской епархии», который победил в грантовом конкурсе «Православная инициатива» 2014-2015.Алексей Раскулин побывал со своими ребятами на Рождественских сборах в г.Томске в январе ,где с презентацией о деятельности БПС выступила Кузнецова Е.М.-скаут-инструктор и координатор деятельности братства в Колпашевской епархии.
Со слов Алексея Раскулина -«Могочино, это таинственное место. В этом году поселку исполняется 290 лет. За это время динамика изменения истории поселка не прекращается.
Создать отряд БПС при Могчинском Свято-Никольском монастыре пришла идея на Рождественских сборах в г.Томске. И владыка Силуан, Колпашевский и Стрежевской, и архимандрит Иоанн – наместник монастыря, благословили нас.
Немного об истории поселка и нашей 8-летней туристической деятельности.
Поход это одновременно выход за рамки и вхождение внутрь рамок. Тут сказывается так называемый эффект рычага, если человек не может подвинуть камень, то ему лучше взять палку, отойти и издалече, рычагом свернуть этот камень. Невозможно и оценить масштаб или нарисовать карту, если не удалиться от места событий. Так же и в жизни, повседневность и суетность обыденности не дают увидеть контекст, но выход на природу позволяет увидеть те рамки, в которых и протекает человеческая жизнь.
Причем, тот природный ландшафт, на котором разворачивается поход, не пассивен, ибо каждое место имеет и свою историю, диктует свой образ жизни. Места вокруг монастыря это край грив и проток, край рыбаков и охотников. В древние времена здесь расцветала целая таежная цивилизация «кулайской культуры», определившая особенности населения Западной Сибири вплоть до прихода русских. Напоминают об этом многочисленные местные географические названия, среди которых русских наименований наименее всего.
Конечно же, и поход походу рознь. Есть поход как туризм, есть поход как путешествие, а есть поход как паломничество. В турпоход идут в известные места, ради испытания тела; путешествие это открытие неизведанного, и в нем ищут впечатлений для души; паломничество же к местам явления во времени вечного, и в нем ищут укрепления духа.
Планируя походы, нам хотелось совместить все три вида походов, и одновременно приобщится к тому образу жизни, каковым жили здесь люди до нас. И не обязательно селькупы, последний местный народ, который заместили в здешних краях казаки. Ведь здесь был образован Сиблон (Сибирский лагерь особого назначения) и сюда на выживание ссылались тысячами, и прибывшим поневоле пришлось жить так, как только и можно выжить в тайге, традиционным для таких мест укладом. До сих пор, путешествуя по заброшенным деревням, видишь изрытые и обрушившимися землянками прибрежные гривы. Литии на заброшенных и никому не нужных кладбищах, как раз и служат одним из элементов паломничества в походах.
Землянки, издревле самое распространенное жилище в здешних местах, а основными дорогами тут это водные пути. Отсюда и возникла содержательная идея походов: пройти теми путями, которыми ходили местные жители, и построить те жилища, в которых они жили.
Землянка действительно удивительно вписывается в сибирский ландшафт, совершенно не нарушая его естественной гривасто-холмистой фактуры. Поэтому первые походы были посвящены строительству землянки.
Строительство землянки мы задумали не только исходя из интереса, но это действительно надежное, быстро строящееся и наименее требовательное к материалу и строительным навыкам сооружение, к тому же, и серьезное убежище от непредсказуемой сибирской погоды. Тем более что строить приходилось с детьми при ограничении времени и сил. В итоге дело было сделано за три недели усилиями трех взрослых и в среднем пяти детей.
С тех пор нам землянка служит нам настоящим домом, и теперь отпала необходимость в палатках и теплых вещах. Это действительно большое дело, иметь в тайге место, где можно всегда укрыться, не только от непогоды, но и от других напастей, включая медведей и комаров.
Своей базой мы выбрали «урочище Глухариное», что находится километрах в 15 от Волока на север. Этот остров, обтекаемой рекой Кортой, на котором ранее была подконвойная деревня, очень удобно расположен, а главное не освоен охотниками.
Лагерь на Глухарином острове и решено было назвать «Урочище», намекая не столько на географическое наименование, сколько на очень большой и важный урок, т.е. не «урок», а целый «урочище».
Землянку мы делали в предыдущие годы, в этом же году решили пройти на веслах путь до Глухариного от Волока. Для чего нужно было по Анге подняться до реки Сулзатки, потом по ней подняться до озера Матигоши, после чего войти в протоку Собачья дыра, а уже по ней войти в реку Большая Корта и достигнуть Глухариного. Километраж набегал следующий: по протоке Анги до Сулзатки – 8 км. По реке Сулзатка – 1,5 км. По озеру Матигоша – 3 км. По Собачьей дыре – 4 км, и по реке Большая Корта – 1 км. Итого примерно 18 километров водного пути. Забегая вперед можно сказать, что подобный путь мы прошли за 5 – 6 часов. С учетом того, что путь от Волока протекает в основном по течению, а вот обратно – против него.
cheap zyvox. «Анга» — наша родная протока. Одним концом она впадает в «Кривую луку», что соединяется с Обью, а другим в реку Сулзатку, или Малую Корту, которая служит границей земель отмеренных монастырю на прокорм. Поскольку и дорога на Волок идет по гриве вдоль Анги, то это действительно наша родная протока. Анга извилиста и течения в ней почти нет, вернее иногда она течет в одну, а иногда в другую сторону. Означает «старица», «рукав», хотя этимологически восходит к слову «змея», а может и «ангел», это кому как повезет. После Волока Анга выделывает такие кренделя, что это место так и называется в народе «калачи».
Далее «Сулзатка». Это уже кетское название, и означает «нельмовая река». Нельму тут, никто никогда не видел, но, видать, ранее была. В Сулзатке уже течение есть, но мы по ней плывем не много, а только до входа в озера Матигоши. Далее Сулзатка продолжает свой извилистый путь, пока не впадает в Большую корту, а оттуда уже в Обь.
Матигоши, по местным меркам – огромные озера, в большую воду, иногда не видно берегов. Когда же вода спадает и озеро входит в берега, оказывается, что это цепочка трех озер, соединенные истоками. Этимологию названия уже трудно восстановить. «Мати» — скорее всего от селькупского «тайга», а «гоши» искаженное «чин», т.е. «яма». Так же как «Мого-чино» — «рыбья яма». Озеро такое же большое, какое и мелкое, хотя есть в нем и ямы.
«Собачья дыра» уже русское название, которое казаки давали протокам с запутанным, лабиринтнообразным руслом. Если в половодье, по протоке, что соединяет Матигошу и Корту, плывешь без проблем, то когда вода падает, выбраться из нее не так легко. Широкое и просторное русло оказывается ветвистым тупиком, а выход возможен только через узкий и мелководный ручеек, плывя по которому лодка задевает бортами оба берега.
Интересна по мере продвижения смена ландшафта. Если берега Анги крутые с обеих сторон и поросшие ивой, тальником и высокими березами с осинами, то Сулзатка течет вровень с необъятными полями, уходящими за горизонт. Матигоша же окормлено густым березняком и вздымающимся бугром Нарзока с вековыми соснами на ее северном конце. Собачья дыра же очень извилиста с достаточно сильным течением, с большими прибрежными отступами, но справа от нее таится тот же Нарзок, а слева Медвежий бор.
Воду всегда берем изКорты, она экологически чистая, т.к. река течет через тайгу, где нет ни одного человеческого поселения, но из-за торфяных болот имеет коричневатый оттенок и своеобразный привкус, к которому, впрочем, постепенно привыкаешь.
Вечера проводили за костром, рассказывая удивительные истории, какие кто знал.
На пути обратно, против течения, погода принесла нам жару. Тем не менее, лодка хорошо преодолевала течение воды, хотя и несколько тормозилась на стремнине. Так что на обратную дорогу затратили не многим больше времени.
Урочище Глухариное дети посещают уже почти восемь лет. За это время почти все дети в разное время принимали участия в походах. Многие из них родились уже при монастыре, и для них эти места на самом деле родные. Ведь между общиной и походами есть что-то общее. А смысл, вообще-то всегда один, чтобы человек увидел самого себя в зеркале времени, в зеркале пространства, а главное – в зеркале вечности.
Назначили ответственного за духовное окормление отряда иеромонаха Амвросия (Гайдаенко) и руководителем отрядаРаскулина Алексея Александровича На данный момент отряд состоит из трех патрулей. «Глухари», состоящий полностью из мальчиков, «Совы», состоящий полностью из девочек и «Крутые хомячки» — смешанный. В каждом патруле по 6 человек. Все дети, входящие в составы патрулей, уже на протяжении нескольких лет принимают участие в различных походах на местности и за пределами поселка. Были поездки на Алтай, сплав на плоту Контики по Оби, поездки в таежные места всего Молчановского района. Разведано очень много данных, о местонахождении кладбищ, курганов, заброшенных деревень, на каждом месте неоднократно совершены поминальные литии, все отмечается на картах и фиксируется на фотоаппарат.
Мы все очень надеемся на плодотворную работу в составе и других отрядов БПС, совместные походы и мероприятия. «
Фотографии сделаны Алексеем Раскулиным.
просмотры (146)