Положение о разрядной системе следопытов
(требования, права и отличия суммируются по нарастающей)
Звание/разряд |
Краткие требования |
Права в Братстве |
Кадет |
После первого лагеря или 3 недель занятий |
Нет |
Старший кадет(кандидат в новики и следопыты, возраст не важен) |
После второго лагеря, обязан присутствовать на сборах патруля |
Нет |
Новик (рекомендуемый возраст – 10-11 лет) |
Не меньше чем через полгода в организации, осваивает специальности с помощью других, прошел Робинзонаду |
Полноправный член Братства, имеет право голоса на совете патруля |
Следопыт III разряда (12-13 лет) |
Не меньше чем через полгода в организации, осваивает специальности с помощью других, прошел испытание на 3 пера |
Полноправный член Братства, имеет право голоса на совете патруля |
Следопыт II разряда (14-15 лет) |
Обладает уверенными навыками по специальностям и действует вполне самостоятельно;прошел 3 палаточных лагеря или похода, экстремальную ночевку, участвовал в социально-полезном деле |
Может ездить в «лагеря поощрения» |
Следопыт I разряда (15-16 лет), кандидат в витязи |
Помогает в обучении младших как инструктор (подготовил 5 человек на 3 разряд), в течение года состоял в патруле быстрого реагирования, сам организовал 1 поход |
Имеет право голоса на совете отряда |
Витязь/дружинница (16-18 лет) |
Ведет патруль самостоятельно как вожак, прошел курсовую подготовку |
Имеет право голоса на совете дружины;может получать стипендию,рекомендацию в ВУЗ или семинарию по представлению руководителя ОДМ |
Наставник (от 18 лет и старше) |
Является инструктором по нескольким специальностям, ведет отряд |
Бесплатно ездит в лагеря; получает премию в лагере, если ответствен больше чем за 10 человек; раз в год имеет дотацию при поездке на отдых; имя внесено в синодик Братства |
Должности
Патрульный |
Собирает патруль на мероприятия, руководит деятельностью с помощью витязя/дружинницы |
Если кадет/старший кадет, то приравнен к следопыту |
Инструктор по специальности |
Знает специальность на уровне, достаточном для преподавания следопытам, не обязательно является членом организации |
Получает премию за работу |
Штаб-инструктор |
Работает в штабе, обязанности определяются нуждами дружины, прошел курсовую подготовку и посвящение |
Приравнен к витязю либо наставнику — по решению совета дружины |
Порядок повышения разрядов и присвоения званий
- Для вынесения решения о повышении разряда/ присвоении звания необходимо:
- подать зачетные книжки с полным перечнем сданных зачетов,
- иметь отметки о присутствии на торжественных мероприятиях Братства,
- не иметь нареканий по поводу поведения,
- быть в предыдущем звании не менее 1 года (исключения – только для тех, кто носит звание, не соответствующее возрасту)
- дать обязательства перед своим патрулем в выполнении требований к кандидату.
- Решение о повышении разряда принимается на совете отряда по представлению совета патруля, о присвоении звания – на совете дружины.
- В течение года необходимо подтвердить (повысить) звание или разряд.
Принятие решений в Братстве
Вопрос |
Компетенция | |
Поведение участников | Патруль |
Программа небольших мероприятий | Патруль/отряд |
Членство и повышение разрядов | Отряд, по представлению патруля |
Присвоение званий | Дружина, по представлению отряда |
Поведение наставников | Суд чести дружины |
Утверждение годового плана деятельности дружины, крупные акции, сотрудничество с другими организациями | Дружина, извещает Совет БПС |
Утверждение годового плана деятельности Братства, представительство и работа по направлениям | Совет БПС, извещает дружины БПС |
Изменения в Совете БПС, утверждение общих документов и положений, кардинальные изменения в уставных положениях |
Конференция БПС, извещает председателя Синодального отдела по делам молодежи
Пояснения:
Робинзонада – это однодневное испытание, в течение которого ст. кадет под руководством наставника разводит костер и готовит пищу.
Три пера – это испытание, к которому допускаются ст. кадеты, знающие законы, теоретически и физически готовые к испытанию. Предполагается, что человек в течение суток 1) не ест (допускается наличие простой воды в неограниченном количестве), 2) не говорит, 3) спит на голой земле (допускается взять с собой пенку).
Экстремальная ночевка – это испытание в течение ночи, когда подготовленный человек: спит на берегу водоема (Морские котики) либо в снежном убежище (Снежные барсы).
Социально-полезное дело – это деятельность для других, например: передача Вифлеемского огня в другой регион (Хранитель огня), помощь по храму (алтарник или свещница), забота о природе (участник экодесанта), помощь родителям (на даче, с младшими братьями и сестрами – засчитывается по заявлению родителей или других взрослых).
Патруль быстрого реагирования – группа, собирающаяся по требованию начальника отряда или дружины для выполнения поручений по организации мероприятий или для представления организации.
Требования
к подготовке православного следопыта,
в соответствии с возрастной группой и
для присвоения очередного звания, отмечающего его успехи
Православие
Разрядные требования
Звание, разряд |
Знания, навыки |
Новик |
Читать: Детская БиблияУметь рассказать:1) житие своего святого;2) о Рождестве, ПасхеНаизусть:1) Отче наш2) Тропари перечисленных праздников Соблюдать правила поведения в храме |
III |
Читать: Закон Божий (темы по Ветхому и Новому Завету)Уметь рассказать:1) притчи из Евангелия (кроме притч о Суде);2) житие своего святого;3) о Крещении, Пятидесятнице и Преображении Господнем.Наизусть:1) 10 заповедей;2) предначинательные молитвы;3) «Богородице, Дево» и «Достойно есть»;4) тропари перечисленных праздников Исполнять заповеди, соблюдать правила поведения в храме, записаться в профильный творческий кружок (звона, иконописи, церковного чтения и пения, чтения Св. Писания и пр.) |
II |
Читать и уметь рассказать (по иконостасу):1) сотворение мира и жития праотцев (по книге Бытия);2) основные события жизни и проповедь Господа нашего Иисуса Христа (по Евангелиям);3) двунадесятые праздники, символика богослужения (по Закону Божию)Наизусть:
Уметь объяснить смысл Таинств Крещения, Исповеди и Причастия, нести послушание при храме; принять участие в творческом конкурсе (песня, рисунок, сочинение и пр. на религиозную тему) |
I |
Читать и уметь рассказать:1) жизнь в ранней Церкви (по Деяниям, Посланиям);2) основные события церковной истории;3) жития святых, особенно 19-20 вв.;4) основные понятия православной аскетики;5) соотношение научного знания и веры;6) начальные сведения о мировых религиях и сектах.Наизусть:1) основные понятия Катихизиса (учение о Церкви и таинствах) Пожить не менее недели в монастыре, соблюдая ритм установленной там жизни, организовать творческий конкурс для младших следопытов, выучить молитвы с 5 кадетами на разряд |
Инструктор |
Курсы катехизации не менее одного года, подготовить собственную учебную программу с поурочным планированием |
Первая помощь
Звание, разряд |
Знания, навыки |
III |
Введение:1. Обучение технике безопасности при работе с биологическими жидкостями (кровь, лимфа и т.д.)2. Собственная безопасность – профилактика ВИЧ, гепатита «В», туберкулеза и т.д.3. Ознакомление со средствами асептики и антисептики4. Освоение первичных навыков:1) измерение температуры тела;2) оказание первой помощи при ушибе, небольшом порезе.Базисное обучение.1. Десмургияналожение повязок на:1) голеностопный сустав;2) коленный сустав;3) локтевой сустав;4) плечевой сустав;5) лучезапястный сустав;6) на голову;7) грудную клетку;8) на живот.2. Ушибы, растяжения связок, вывихи1) Признаки;2) первая помощь.3. Укусы ядовитых змей и насекомых (в т.ч. клещей)1) Профилактика;2) первая помощь4. Переломы костей конечностей1) Признаки;2) Виды;3) первая помощь подручными средствами;4) первая помощь специальными средствами.5. Кровотечения1) Виды кровотечений;2) способы остановки кровотечений.6. Комплектация личной медицинской аптечки7. Транспортировка пострадавшего1) Подручными средствами;2) специальными средствами |
II |
1. Сердечно-легочная реанимация1) Оценка состояния;2) прекардиальный удар;3) техника одного реаниматора;4) техника двух реаниматоров;5) тренировка на манекене.2. Ранения конечностей1) Остановка кровотечения;2) обработка раневой поверхности.3. Обморожение1) Признаки;2) профилактика;3) степени;4) первая помощь.4. Ожоги1) Виды ожогов;2) степени ожогов;3) профилактика;4) первая помощь.5. Солнечный и тепловой удары1) Признаки;2) профилактика;3) первая помощь.6. Обмороки1) Признаки обморока;2) первая помощь.7. Первая помощь при утоплении8. Первая помощь при асфиксии инородным телом9. Первая помощь при отравлении угарным газом
|
I |
1. Ранения грудной клетки, живота1) Остановка кровотечения;2) обработка раневой поверхности.2. Поражения электрическим током и молнией1) Профилактика;2) первая помощь.3. Отравления продуктами питания и желудочно-кишечные заболевания1) Профилактика;2) первая помощь;3) подозрение на хирургические заболевания (острый живот).4. Черепно-мозговая травма1) Признаки;2) виды;3) первая помощь.5. Синдром длительного раздавливания, краш-синдром1) Признаки;2) первая помощь.6. Комплектация отрядной аптечки7. Управление группой при транспортировке пострадавшего |
Туристическая практика
Дисциплина |
3-й разряд |
2-й разряд |
1-й разряд |
Ровер/Инструктор |
Узлы |
|
|
Использование узлов в снаряжении. Завязывание узлов одной рукой (3 шт.). Вязка за спиной (6 шт.). |
РоверРабота с узлами (на ралли):
Работа с снаряжением (на ралли):
|
Костры |
Типы костров, выбор места под костер, техника безопасности по работе с топором, пилой, при работе с огнем, сбор топлива, растопка. Свойства различной древесины. Самостоятельно развести костер независимо от его типа. |
6 видов костров, заготовка дров (в т.ч., без инструментов) и их складирование, особенности разведения костра в сырую погоду. Разведение костра в сложных условиях: на снегу, на болоте и в воде. Сохранение и переноска огня. |
Костровое оборудование, специальные костры, работа с горелками на различных видах топлива, техника безопасности.«Невидимый» и бездымный костры, лагерная «плита», костер на дереве, добывание огня без спичек и зажигалки, помощь в проведении занятий для младших следопытов. |
Расчет топлива в зависимости от условий. |
Убежище |
Место под убежище/ палатку. Установка и снятие палатки. Простейшие убежища, тент. |
Зимние виды убежищ.Экстремальные ночевки, патенты, постройка убежища по сезону. Убежища. Бивуак. |
Лагерь. Установка и снятие. Экологические и противопожарные требования.Выбор места и планировка стационарного палаточного лагеря. Базы: безопасность и планировка, технологические расчеты и постройка. Основы саперного дела (жилые и хоз- постройки, мосты и переправы, укрепление местности)[i]. |
|
Поварское дело |
|
ИнструкторПриготовление сублиматов в домашних условиях. |
||
Ориентирование |
|
|
|
|
Походная практика |
Подготовка личного снаряжения. Снаряжение для различных видов туризма. Способы передвижения по болоту, лесу, песку, мокрой траве, воде.Способы самостраховки. Поход, путешествие, тур, экскурсия. Походы выходного дня. |
Групповое снаряжение. Разведка местности. Наведение навесной переправы. Организация групповой страховки. Участие в спортивном зарегистрированном некатегорированном походе (с подтверждением справкой МКК). |
Категорийности походов. Участие в походе I категории сложности. Нагрузки в походе. Разряды. Документация на проведение похода. Отчет и защита похода. |
РоверЭкстремальные ситуации и ночёвки. Аварийные ситуации.ИнструкторСпециализация по одному из видов туризма. Организация следопытского лагеря и похода I категории сложности, либо участие в двух походах I категории сложности, но различных видов туризма. (Специализация по виду туризма определяется и изучается самостоятельно в соответствии с действующими требованиями) |
Соревнования |
Участие в соревнованиях в следопытском лагере. |
Участие в соревнованиях туристского или военно-спортивного профиля в любом из мероприятий проводимых объединениями Русской Православной Церкви, клубами, станциями детско-юношеского туризма. |
Участие в туристских соревнованиях лагеря следопытов и занятие призового места. Наличие III юношеского разряда по туризму. |
|
Судейство |
|
Работа секретарём на этапе следопытских соревнований туристского профиля (следопытское ралли). |
Работа судьёй соревнований на мероприятиях БПС (ралли, испытания), либо работа судьёй или секретарём на этапе соревнований любого туристского профиля. |
РоверРабота начальником дистанции на мероприятиях БПС, либо судьёй на любых спортивных соревнованиях.ИнструкторРабота главным судьёй соревнований или испытаний на мероприятиях БПС или зам. гл судьи на соревнованиях туристского профиля. |
————
[1]В данном случае требования включают типовые варианты планировки лагеря и требования к ней (в т. ч. гигиенические). То же касается и постройки полевой базы для проведения лагерей. Технологические расчеты включают в себя знание необходимой толщины и прочности материалов, количества места на одного человека и/или определенную группу (отряд, дружина). К саперному делу отнесены, в том числе, постройка землянок, устройство кухонь и санитарных объектов лагеря. Укрепление местности – умение сделать так, чтобы холм, на котором стоит ваша кухня, не «уехал», например, в реку.
Следы
Звание/разряд |
Знания, навыки |
новик |
След и виды следов. |
III |
След транспорта, человека, медведя, волка, кабана. |
II |
Изменение следов под разными воздействиями, на разной почве. Давность следа. |
I |
Тропление по лесу. Замаскировать след. Подготовить троих следопытов на 3 разряд. |
Сигналы
Звание/разряд |
Знания, навыки |
новик |
Сигнал «SOS», сигнальные средства |
III |
Сигнал «SOS», сигнальные средства, дорожные знаки |
II |
Иметь представления о международной кодовой таблице сигналов бедствия и способах ее передачи |
I |
Рассказать о всех видах передачи сигналов бедствия в горах, на море, в лесу. Уметь грамотно реагировать на сигналы бедствия |
Шифры
Звание/разряд |
Знания, навыки |
новик |
Знать: что такое шифр? Виды шифров. |
III |
Знать любые три варианта шифров. |
II |
Знать и уметь применять: три варианта изготовления «невидимые чернил». |
I |
Знать: метод передачи сообщения «стеногафия» (любые три варианта). |
История скаутинга
Звание/разряд |
Знания, навыки |
III |
Знать и уметь рассказать (объяснить):1) Баден Пауэл (БП), первый скаутский лагерь;2) первая книжка по скаутингу и ее распространение по миру;3) Первый скаутский костер в России, О.И. Пантюхов;4) причины эмиграции скаутов за границу;5) возникновение БПС.
1) зарождение скаутского движения в мире;2) основание скаутского движения в России;3) год эмиграции скаутов за границу;4) год возникновения БПС;5) день памяти вмч. Георгия Победоносца;6) день памяти св. благоверного князя Александра Невского.
1) день рождения БПС;2) Акция «Вифлеемский огонь»;3) Георгиевский парад в день памяти вмч. Георгия Победоносца;4) День первого скаутского костра в России. |
II |
Знать:1) специфику Братства Православных Следопытов в сравнении с другими детско-юношескими организациями;2) наименование основных скаутских организаций.Читать, уметь рассказать содержание (основная идея):1) «Хроники Нарнии», К. Льюис;2) «Хоббит или туда и обратно», Р. Толкиен;3) «Маугли», Р. Киплинг;4) «Тимур и его команда», А.Гайдар;5) «Педагогическая поэма» А. Макаренко;Посмотреть фильмы:1) «Пацаны»;2) «Республика Шкид».Познакомиться с книгами основателей скаутского движения: «Скаутинг для мальчиков» Баден-Пауэла, «Маленькие индейцы» |
I |
Подготовить 5 человек на сдачу на третий разряд |
Игры
Звание/разряд |
Знания, навыки |
III |
Знать игры и уметь провести:«Свисток», «Разведчики и постовые», «Похлопай мне» |
II |
Знание и умение на 3 разряд, + две ночные игры [Непонятная формулировка, надо расшифровать формат участия в ночных играх – и. Дм.] |
I |
Знать и проводить одну ролевую игру (знать правила игры, уметь подготовить людей к своим ролям, следить за временем проведения игры)+ уметь проводить скаутский костер (свечку) |
Лидерство
Звание, разряд |
Знания, навыки |
Витязь, дружинница |
Знать:1) скаутский метод;2) законы жизни и работы коллектива (по А.С. Макаренко);3) психологические особенности детей и подростков;4) законы эффективного общения и основы педагогического мастерства;5) основы фандрайзинга.Уметь:1) составить план работы патруля;2) распределить обязанности в патруле, поручить дело;3) провести патрульный сбор, церемонию;4) организовать соревнование;5) построить патруль;6) организовать спортивно-игровые мероприятия, поход, творческий вечер;7) организовать общественно-полезное мероприятие.Приобрести навыки:1) работы в команде (принять участие в организации и проведении 3 больших мероприятий);2) зарабатывания денег (заработать самостоятельно деньги на одну поездку). |
просмотры (1769)